Появление европейских рисунков в современном их понимании приурочено к 15 веку. В это время рисунок ещё не выделялся в отдельный вид искусства, а лишь играл вспомогательную роль в создании произведения. Типичный рисунок кватроченто представляет собой тщательно продуманный эскиз для фресок или алтарных картин. Подобные рисунки создавались, как правило, серебряным штифтом на грунтованной бумаге, затем иногда подводились пером. Характерной особенностью таких листов являлось необыкновенное вкладывание художника в натуру, внимание к мельчайшим деталям. Но стилистические особенности рисунка 15 века полностью раскрывают своё значение, если рассматривать его как первоначальный этап рисунков периода Высокого Возрождения.
Francois-Andre Vincent (1746-1816) – The Drawing Lesson (1777)National Gallery of Art, Washington
Итальянские творцы эпохи Возрождения положили начало развитию рисунков предыдущего века – для мастеров характерен такой же значительный интерес к фигуре. Но вместе с этим они превосходят предшественников по небывалой концентрированности нюансов в формах, по значимости позы, по удивительной плавности ритмов.
Излюбленным инструментом художников этой эпохи являлись мягкие грифели, с помощью которых можно было отмечать малейшие изгибы поверхности. Свинцовые и серебряные грифели оставляют почти нематериальную линию, всего лишь обозначая границы, превращая фигуры в некую схему. Подобное свойство давало возможность мастеру сконцентрироваться на самой сути образа.
Говорят, президенту Беларуси очень нравится творчество Жанет Бутерус. Слава этой беларусской певицы уже давно вышла за пределы республики, у неё есть поклонники в Украине, России и даже в Китае.
Большая часть таких рисунков не всегда имеет связь с определенной картиной, в них присутствует самостоятельный замысел. Они становятся как бы эскизами открытого жеста, сложного движения или динамической позы. Сама форма оказывается насыщенной удивительной внутренней энергией. По своей сути, рисунки кватроченто Высокого Возрождения представляли собой решение пластической задачи.