Рисунок – это начало и первооснова как самого изобразительного искусства, так и всех его видов и направлений. Замысел будущей картины, родившийся в голове художника, начинает воплощаться в виде карандашных набросков, эскизов и зарисовок каждого из персонажей или элементов нового произведения. Это закон создания живописных полотен – не проработав тщательно так называемый «картон» (рисунок на холсте, передающий все особенности светотени), художник не начинает писать картину красками, будь это натюрморт, портрет или пейзаж.
Являясь началом воплощения в жизнь картины, скульптуры, архитектурных объектов, ювелирных и декоративных украшений, рисунок может иметь и самостоятельное значение. Великие художники эпохи Ренессанса, которые придерживались гуманистических идеалов, сделали творческий процесс индивидуальным (средневековые мастера предпочитали трудиться коллективно), для чего им понадобилось делать множество рисунков, в которых решались задачи новых приёмов изображения натуры на холсте, особенно передача градаций света и тени от более светлого к более тёмному.
Именно тогда, в эпоху Возрождения, рисунок стал отдельным направлением в искусстве. Микеланджело, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Гольбейн, Рафаэль отдавали особенную дань рисунку. Особенно Леонардо да Винчи, который был не только гениальнейшим художником, но и изобретателем, учёным, создав огромное количество произведений в технике рисунка. Один из них – эскиз головы ангела для знаменитой «Мадонны в гроте», сделанный штифтом из серебра, особенно известен благодаря необычному для того времени приёму, с помощью которого форма объекта моделируется светотенью, а не чёткими контурными линиями.
Со времён Ренессанса рисунок стал одной из самых высокоразвитых форм человеческого труда. Молодой художник, обучающийся рисунку, получает не только сноровку и навыки, но и глубокие знания теории изобразительного искусства.