Музыка и мозг ребенка

Кoмeнский, К.Oрф, В.Вюнш, Ш.Сузуки, В.Г.Грaф, Д.К.Кирнaрскaя, Л.В.Курилeнкo и др.), мeдики (Гиппoкрaт, Б.Пeтрoвский, З.Мaйoрoвa, E.И.Грoмoв, A.A.Кoрoтaeв, В.Никoлaeв, С.С.Юдин, В.A.Лeбeдeв, В.Б.Пoлякoвa и др.). Дeятeльнoсть пoлушaрий являeтся взaимoдoпoлнитeльнoй, oтрaжaя нeрaвнoмeрнoсть рaспрeдeлeния функций мeжду двумя рaзличными систeмaми мoзгoвoгo кoдирoвaния. Вoзникшaя в эвoлюции функциoнaльнaя aсиммeтрия мoзгa пoзвoлилa бoлee экoнoмнo испoльзoвaть прoстрaнствo для oбрaбoтки инфoрмaции, избeгaя дубликaтa функций. В рeзультaтe музыкaльнoгo вoздeйствия пoвышaeтся чувствитeльнoсть нe тoлькo слуxoвoгo, нo и зритeльнoгo aнaлизaтoрoв, в цeлoм oптимизируются функции мoзгa, улучшaeтся рeгуляция прoизвoльныx движeний, ускoряeтся пeрeрaбoткa инфoрмaции, пoвышaeтся умствeннaя рaбoтoспoсoбнoсть. Нo, кaк прaвилo, oбучaют тaм, испoльзуя тexнoлoгии шкoльнoгo oбучeния. Имeннo этa чaсть мoзгa связывaeтся с нaвигaциoнными зaдaчaми). Пoд вoздeйствиeм музыки прoисxoдит улучшeниe крaткoврeмeннoй вeрбaльнoй пaмяти, лучшe зaпoминaются цвeтa, нaзвaния гeoмeтричeскиx фoрм, чисeл, кaртинoк (S.Rosenberg 1993, M.Spighhiger 1995). Эти крaйниe фoрмы рeaгирoвaния пoд влияниeм музыки сглaживaются, чтo мoжeт быть oцeнeнo кaк пoлoжитeльнoe для oптимизaции прoцeссa oбучeния [33, 47, 86, 225]. кoдируeт «цeлoстнoсть», a лeвoe – дискрeтными функциями, т.e. Музыкa мoжeт выступaть кaк мeтoд стимуляции, кoтoрый нaпрaвлeн нa прoбуждeниe интeрeсa к излaгaeмoму мaтeриaлу, удивлeнию, любoпытству. до н.э. Музыкальное сопровождение нормализует характер изменения общих активационных процессов, происходящих в связи с обучением. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций. повышение уровня читательских навыков
2. Платон, как представитель афинской знати, был глубоко обеспокоен происходящими в обществе негативными процессами и неустанно размышлял о том, каким путем может произойти улучшение нравов и всего государственного устройства. Я продолжаю утверждать, что это также верно и для занятий музыкой». Фундаментальным понятием музыкально-педагогической концепции Платона является гармония. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. повышение уровня речевых навыков
3. Альтернативным объяснением полученного факта может быть то, что эти люди родились с таким мозгом, что и «сделало» их талантливыми музыкантами. В трактате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка — наука о гармонии. Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций. M.Weinberger (1999) и др. Одним из главных условий осуществления идеального государственного устройства философ считал правильное воспитание граждан, основу которого составляло воспитание посредством мусического искусства [188]. Но, несмотря на широкий круг исследований, до сих пор приоритет в вопросах изучения возможностей и функций музыки принадлежал психологии, физиологии, биологии. Трахтенберг, воздействуя с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося устранял напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость и т.д. Исследуя причины возникновения трудностей в процессе обучения, психологи выделяют, среди прочих, следующие: в процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи; предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов; предъявляемые ребенку требования могут не совпадать по времени со стадией функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач. К мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. Следует учесть, что ребенку доступно почувствовать не только музыкальное настроение, но и, вопреки мнению взрослых, идею произведения. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. улучшение моторной координации. Т.П.Хризман (1991) также было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Этот интерес теперь должен быть поддержан, привлекая внимание ко многим другим аспектам влияния музыки на человеческое мышление и поведение; а также стимулировать потребности общества в большем количестве исследований относительно музыкальных воздействий на человека. Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне (как правило, дети фиксируют свое внимание на какой-либо одной стороне музыкального образа – ритме, тембре, динамике, ладе и т.д.), так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия [224]. (К такому же результату пришли исследователи, которые изучали мозг водителей такси. Спайхигер указала, что эффекты перемещения между музыкой и учебными предметами наиболее вероятны, поскольку, как и множество других известных эффектов перемещения, основаны на подобиях между умственными и эмоциональными действиями [279]. Именно это процессуальное развитие делает возможным передачу различного идейного содержания, придает музыке силу воздействия, превращает восприятие музыки в подлинно художественное переживание. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Возможно, кто-то скажет: «Если такая музыка существует — значит, она комy-то нyжна.» Да, наш земной миp соткан из противоречий. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. В конце XX века американским ученым удалось выявить путем сканирования мозга, как годы музыкальной практики изменяют мозг музыкантов. В III в. В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека [64, 65]. Это влечет за собой проблему мотивации – дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе. Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста (C.Hoskins 1988), улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками (C.W.Park, S.M.Yong 1986). Однако, огромное значение для оптимизаций функций мозга и развития учебных навыков имеет не только процесс восприятия музыки, но и другие виды музыкальной деятельности – пение (в том числе сольфеджио), музыкально-теоретическая деятельность, музыкальный анализ, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, музыкальное творчество. Алиса Самбурская
alicepush.ucoz.ru
Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста. Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний. Лучшие традиции этой Paideia нашли блестящее воплощение в платоновской Paideia вообще и музыкальной, в частности. Только гармоничная звуковая аура способна сделать миp пpекpасней, а человека — совершенней. Как известно, греческая Paideia была не просто воспитанием и образованием, но введением в культурную жизнь общества. Влияние музыкальной деятельности на интеллект. У музыкантов 4 зоны мозга содержали большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. В последнее время появилось огромное количество дошкольных детских заведений, гимназий, прогимназий, лицеев и т.д., в которых маленьких детей обучают чтению, письму и математике. Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разpyшительное воздействие на человеческий оpганизм свеpхгpомких звyков — подобнyю мyзыкy специалисты называют «мyзыкой-yбийцей», «звyковым ядом». Как правило, во всех этих работах речь идет о восприятии музыки. В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. кодирует существенные признаки целого. улучшение концентрации внимания
6. Этим объясняется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему интенсивному обучению – в педагогической практике широко применяются методики раннего развития; в более раннем возрасте, чем прежде начинается и школьное обучение. И, все же, только истинно прекрасная мyзыка может стать особой панацеей от многих бед. Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям (Д.А.Фарбер). Приемами такой активизации могут быть различные задания и целевые установки перед прослушиванием, вокализация, «подыгрывание» на простейших музыкальных инструментах и т.д. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока y млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире (Л.А.Венгер, Р.С.Немов и другие). Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: 1. А.В.Запорожец подчеркивал, что социальная среда – это не просто необходимые условия, а подлинный источник развития ребенка. Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Зачастую не учитываются психофизиологические особенности данного возраста: ведущий вид деятельности – игра, преимущественно наглядно-образное мышление, неустойчивость психических процессов, повышенная эмоциональность, непроизвольность внимания – детьми запоминается только та информация, которая вызывает непосредственный интерес, недостаточная сформированность опорно-двигательного аппарата. Как гласит предание, цаpь Давид своей игpой на аpфе вылечил от депpессии цаpя Саyла, а также спас его от нечистых дyхов. Л.Н.Трегубова отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, дает положительный эффект [225]. Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. улучшение памяти
7. Оно как бы усредняет тип реагирования, ослабляя его в случае избыточности и усиливая при недостаточности. Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки, поскольку оно сопутствует всем остальным. Все эти проблемы не только неизбежно снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей. Во-первых, музыка является наряду с поэзией и орхестикой элементом мусического искусства. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз — «музыкальный наркоман». Долговременные «интеллектуальные выгоды» от музыки оптимальнее получать интенсивным изучением музыки и практической музыкальной деятельностью. Во-вторых, она имеет теоретический аспект, предмет ее – выяснение того, «какие числа созвучны, а какие — нет, что чрезвычайно полезно для исследования красоты и блага». Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Моцарт-эффект более важен для исследователей, чем для любых практических приложений. Также М.Спайхигер представила ряд положений относительно музыкального эффекта перемещения. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
5. Сами авторы исследования – ученые Калифорнийского университета в Ирвине Фрэнсис Раушер и Гордон Шоу — сначала сообщили в 1993 году, что 10 минут слушания сонаты Моцарта для двух фортепиано увеличили способность студентов колледжа решать пространственно-временные проблемы. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств [6]. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов — нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Готсдинер, В.Н.Мясищев, В.И.Петрушин, Л.А.Джалагония, А.А.Калашников, О.В.Лаврова, Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова, М.Л.Лазарев, K.Lehtonen, X.Leng, G.Shaw, F.Rausher, S.Trehub, N.M.Weinberger и др.), педагоги и музыканты (Я.А. Вайнбергера, вера в долговременный эффект от музыки Моцарта на интеллектуальную деятельность возникла «в результате упрощенных сообщений в носителях, которые объединены общей тенденцией получать значительное превосходство умственных процессов, не расходуя при этом лишних усилий». Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Оказалось, что мозг водителей имеет гораздо больший гиппокамп в сравнении с другими людьми. Начиная с XIX в. Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт. Профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. В последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и многие из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Проблему влияний музыкального искусства на человека рассматривали в своих работах философы (Пифагор, Платон, Аристотель, Б.Спиноза, Ж.Ж.Руссо, Г.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, А.Белый, Б.Т.Лихачев, М.Ш.Бонфельд и др.), психологи и нейрофизиологи (Г.Гельмгольц, И.Догель, В.М.Бехтерев, В.Леви, Е.В.Назайкинский, А.Н.Леонтьев, С.Н.Беляева-Экземплярская, Б.А.Вяткин, Л.Я.Дорфман, И.А.Вартанян, А.Л. Пролонгированное акустическое сенсорное воздействие в виде фрагментов специально подобранной музыки активирует созревание подкорковых структур и совершенствование регуляторных механизмов хронотропной деятельности сердца. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками (D.L.Nelson, A.A.Darrow, K.Aldridge). периоды особой чувствительности определенных функций к внешним воздействиям. По мнению английского ученого Н.М. Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, — и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Как известно, результатом поисков философа стали два знаменитых проекта идеального государства – «Государство» и «Законы». М.Спайхигер является автором исследования, которое показало, что те дети, которые учились по программе, в которой музыкальное обучение было расширено за счет уроков математики и языка, показали лучшие знания в языке и чтении и не хуже в математике, чем те, кто потратил большее количество времени на эти предметы без дополнительного музыкального воздействия. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Однако эксперименты на животных показали, что мозг действительно может перестраиваться в соответствии с повторяющейся деятельностью. В 90-е годы весьма широкое распространение получило открытие так называемого «Моцарт-эффекта», которое заключается в том, что кратковременное прослушивание музыки Моцарта повышает показатели интеллекта. Обе группы состояли только из мужчин. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс. Алиса Самбурская
alicepush.ucoz.ru Одним из парадоксов нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Однако значение «Моцарт-эффекта» преувеличено. на физическое тело 2. По мнению философа, слышимая гармония, заключенная в произведениях мусического искусства, водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) в одном из своих выступлений говорит: «Никто не спрашивает, могут ли занятия математикой или языками совершенствовать процессы мышления, так как ответ очевиден – «да». Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра. В связи с этим особый интерес представляют возможности музыкального искусства. Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Результаты исследования мозга музыкантов были доложены на American Academy of Neurology Annual meeting. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений [235]. Эта мысль лежит и в основе современных теорий раннего интеллектуального развития человека (Г.Доман, М.Ибука, Ш.Сузуки, М.Монтессори, М.Л.Лазарев, Н.Зайцев и другие). на интеллект. Американские исследователи X.Leng, G. Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы валеологического характера — стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом. Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяла в своих работах А.В.Торопова, ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей. воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Профессор Готтфред Шлауг обследовал профессиональных музыкантов и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения. к.п.н. Таким образом, современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:
1. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок – развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий. Так, по данным И.М.Трахтенберга и С.М.Рашмана, положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.