К жанру портрета относят такие произведения изобразительного искусства, где запечатлен облик определенного человека или группы людей. Портрет воплощает индивидуальные черты, присущие только портретируемому человеку, модели.
Название жанра произошло от старинного французского выражения, которое обозначает «воспроизведение чего-либо черта в черту». Но, тем не менее, внешнее сходство – это не единственный и не основной критерий художественной особенности портрета. Замысел мастера не ограничивается передачей внешнего сходства. Требования искусства портрета заключаются в отражении духовных интересов, типичных черт текущей эпохи, социального положения в облике человека. Обычно живописец не просто бесстрастный регистратор особенностей внешности портретируемого, на произведение неизменно влияет собственное мировоззрение автора, личное отношение к модели и творческая манера.
Искусство портрета существует уже несколько тысяч лет. Ещё в Древнем Египте скульпторами создавались точные подобия внешнего облика человека. В Древней Греции получили широкое распространение образы мифических героев, философов, поэтов, богов. Древнеримские портреты отличались удивительной правдивостью и, вместе с тем, определенной психологической характеристикой.
Портреты на эксклюзивных надгробных памятниках – не совсем живопись, но, принимая во внимание способ нанесения изображения на камень, ближе всего такая гравюра всё же к рисунку.
В Египте 1 века до н. э. появилось такое выдающееся явление, как живописные портреты магически-ритуального назначения. Во времена средневековья мастера создавали точные в психологическом плане портретные произведения. Расцвет портретного искусства произошел в эпоху Возрождения, ведь в те времена главной ценностью была признана действенная, героическая человеческая личность. В русском искусстве на рубеже двух веков, развивавшемся в трудных исторических условиях, портрет занимает значительное место.