В восемнадцатом столетии продолжается развитие портретной живописи, начавшееся в эпоху Возрождения, ведь, портрет, особенно парадный, давал художнику неплохой заработок.
Чем более льстил автор заказчику посредством картины, выделяя самые привлекательные его черты и затеняя недостатки, тем более довольной оставалась знатная особа, а стало быть, и большим был гонорар. Но были и такие смелые живописцы, которые не боялись гнева сильных мира сего, и изображали человека таким, каким он на самом деле и является. Таким был испанский художник Франциско Гойя, а самая известная его работа в таком плане – «Портрет семьи Карла IV»:
Свои мастера портретной живописи появляются в Англии (Джошуа Рейнолдс, Томас Гейнсборо) и во Франции. Талантливейшим французским портретистом называют Жака Луи Давида. Среди его самых известных произведений – возвышенно-романтичное полотно «Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар» и несравненный «Портрет мадам Рекамье». Ещё один великий француз – Жан Огюст Доминик Энгр, прославившийся благодаря своим изящным парадным портретам в звучной цветовой гамме. Французские художники всегда славились своими революционными прорывами в стилях и направлениях искусства, но никто из них не обошёл вниманием такой жанр как портрет. Это и реалист Камиль Коро, и импрессионисты Эдгар Дега и Огюст Ренуар, и постимпрессионист Поль Сезанн.
Говоря о европейской портретной живописи нельзя забыть о творчестве Пабло Пикассо. В начале двадцатого века этот художник переживал так называемый «голубой период», и все его картины выполнены в оттенках синего и голубого. Этот цвет означал для Пикассо горе, одиночество и обречённость. Пример – портрет поэта Х. Сабатинеса, который был другом художника. Более поздние портреты кисти Пабло Пикассо написаны в традиционной манере кубистов, для которой характерно разложение объекта на отдельные геометрические фигуры и формы.