Начиная с шестидесятых годов прошлого века, в России начинает проявляться особый интерес к искусству рисования карандашом. Это позволяет провести в 1972 году, в Ленинграде, Первую Всероссийскую выставку, посвящённую исключительно рисунку. Эта, и последующие выставки наглядно показали, каких удивительных высот в изображении объектов карандашом можно добиться с помощью отличного знания старых, и порой незаслуженно забытых технических приёмов.
Павел Чистяков, известный русский живописец, воспитавший множество художников, отводил рисунку самую главную роль при становлении и росте настоящего мастера. Он говорил, что всё, самое твёрдое, мужественное и наиболее благородное в изобразительном искусстве выражается через рисунок.
Валентин Серов — Портрет балерины Т. П. Карсавиной (1909)
Самый большой вклад в развитие русского рисунка внёс гениальнейший мастер линии и штриха Валентин Серов. Все учебники по рисунку не только в России, но и за рубежом, иллюстрированы его «Портретом балерины Тамары Красавиной», в качестве примера того, какого мастерства можно добиться упорным трудом и постоянной требовательностью к самому себе. Сам Серов любил повторять: «всё будет достаточно просто, если сделать это раз сто».
Сегодня предложения художников приобретают всё новые черты и становятся доступным всем: например уличный шаржист или шаржист на свадьбу нарисуют ваш портрет за считанные минуты.
Михаил Врубель, отличающийся от многих особой, неповторимой манерой письма, оставил после себя не только множество замечательных живописных полотен, но и большое количество графических работ, в которых штрихи и линии переплетаются сложнейшей вязью. Этим мастер хотел передать всегда изменчивую натуру любого, даже самого статичного образа.
Среди других русских художников, виртуозно владевших техникой рисунка нужно упомянуть Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Александра Иванова, Илью Репина и других. Всем им были свойственны и неповторимая свежесть восприятия натуры, и свой путь в поиске особой выразительности.