Рукaвишникoвa), учeбным мaстeрoм — фoрмaтoрoм фaкультeтa скульптуры М.В. Пeрeд рaбoтoй приxoдится пoдбирaть брикeты пo цвeту или пeрeплaвлять рaзнoцвeтныe, чтoбы пoлучить eдиный цвeт всeгo плaстилинa, инaчe скульптурa стaнoвится пятнистo — пoлoсaтoй, a при ee фoтoсъeмкe пoлучaeтся брaк. При дoпoлнитeльнoм пoдoгрeвe пoзвoляeт лeпить бoльшими мaссaми. В тeчeниe пoчти 10 лeт я являюсь рукoвoдитeлeм лaбoрaтoрии тexники и тexнoлoгии скульптурныx мaтeриaлoв, и этo пeрвoe oбрaщeниe к нaм с прoсьбoй o тeстирoвaнии мaтeриaлoв. Нo тaкoй длитeльный нaгрeв oтрицaтeльнo влияeт нa плaстификaтoры, вxoдящиe в eгo сoстaв. Вo врeмя рaбoты плaстилин истoчaл смeсь зaпaxoв скипидaрa и машинного масла. Следующий этап — придание необходимых пластических свойств. Ни один из тестируемых материалов не получил высшей оценки, не потому, что испытатели были очень придирчивыми или жесткими, а потому, что у каждого пластилина есть свои недостатки. Пластилин хорошо сохранял форму при комнатной температуре (18 — 22°С). Позже были разработаны и другие рецепты из более доступных компонентов. В то же время нитролаки слегка растворяют его поверхность. Тщательно перемешанную смесь выливают (см. «Пластилин скульптурный» производства АОЗТ «Ленстройкерамика»
Упаковка — прямоугольный брикет весом 1 кг. Скульптура перед заливкой клея замораживается в холодильнике или зимой на улице. В силу того что пластилин — более жесткий материал, чем глина, он применяется для выполнения небольшой станковой скульптуры: миниатюр, медалей, жанровых композиций, масштабных эскизов больших скульптур, рабочих макетов скульптурно — архитектурных композиций, формовочной лепнины для изготовления небольших гипсовых деталей под роспись потолков. Цвет оливковый разных оттенков. При многократном длительном нагревании, компоненты, «отвечающие» за мягкость, постепенно улетучиваются. Результаты тестирования (этюды, эскизы, композиции, плакетки, медали) были показаны на экзаменационном просмотре и получили положительные оценки профессорско — преподавательского состава факультета скульптуры. Это не мешало пустить высаленный пластилин в дальнейшую работу. Пластилин пригоден для лепки руками. Пластилин прилипал к рукам и инструментам только при искусственном перегреве, когда нужно было быстро проложить большие массы материала. Данный пластилин пригоден для любых видов скульптурных работ, кроме медальерных и миниатюрно — ювелирных, где нужны филигранная точность и четкость линий и форм. При дополнительном подогреве позволяет лепить большими массами. Он не требовал предварительного подогрева в 7 случаях из 10). По чистому пластилину можно снимать и гипсовую форму. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Если бы не отдельные недостатки, такие как разница цвета и твердости брикетов в одной коробке, этому пластилину можно было бы поставить оценку «отлично» (5 из 10 опрошенных), а так только «хорошо». Помимо описанных составов пластилина, который приготавливают сами скульпторы, этот материал до недавнего времени выпускался Подольским комбинатом Художественного фонда и заводом художественных красок в Санкт — Петербурге. В начале работы холодной металлической стекой — петлей по холодному пластилину оставались белесые следы: пластилин задирался, но стоило стеке согреться от тепла руки, и фактура полностью соответствовала задуманной. Жирные кислоты, содержащиеся в его компонентах, разрушают медь и сплавы на медной основе. Но твердость у всех брикетов разная. В. Данный пластилин универсален, но в каждом виде работ нужен свой подход к этому материалу. Для цвета добавляли необходимые пигменты. И. Чтобы восстановить его пластические свойства, приходится переплавлять его и добавлять пластификаторы. От глины пластилин отличается тем, что не сохнет, сохраняя пластичность и плотность. Полученный состав расплавляют, для мягкости добавляют машинное масло или технический вазелин, для твердости — картофельную муку или тальк. В XIX в. Он переваривается, т.е. По широте применения в скульптуре пластилин занимает второе место после глины. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Цвет подавляющему большинству студентов не понравился (9 из 10), тем более что каждый брикет имеет свой оттенок. Отдельные куски хорошо слепливаются в монолит. В идеале скульптор должен брать пластилин и работать, творить, а материал — безропотно подчиняться руке или инструменту. Виксинты и формовочные компаунды на основе силикона можно использовать без смазки по чистому пластилину. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура. Возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. К рукам и инструментам практически не прилипал (9 случаев из 10), это случалось только при искусственном перегреве. Холодный пластилин с трудом режется ножом. Лишь во время работы он становится чуть мягче от тепла рук скульптора. Он в основном хорошо приклеивается к холодному пластилину, лишь дважды вновь наложенный кусок отлипал от скульптуры, когда он сдергивался стекой — петлей при выравнивании поверхности. Разницы оттенков в разных брикетах не обнаружено. Медведевым и мной, автором этих строк, были проведены сравнительные испытания скульптурного пластилина отечественных фирм — производителей В качестве испытуемых образцов были взяты:
1) Пластилин скульптурный АОЗТ «Ленстройкерамика»;
2) Пластилин скульптурный оливковый ОАО «Гамма»;
3) Настоящий скульптурный пластилин ЗАО «НПП «ПОЛИОНП». Для таких работ он недостаточно тверд. выше), остужают и пробуют на мягкость, плотность, податливость. пластилин изготавливали из воска и канифоли (на 1 кг воска 0,5 кг канифоли), расплавленных в оливковом масле. Учащиеся должны были определить, какой пластилин по своим пластическим и физическим качествам лучше подходит для тех или иных видов скульптурных работ и технике лепки. Тестирование пластилина
По просьбе издательского дома «Гамма», редакций журналов «Художественный Совет» и «Деко» студентами 2 — го курса факультета скульптуры МГАХИ им. Пластилин абсолютно нейтрален к кремнийорганическим соединениям. Требуется также дополнительная фиксация поверхности скульптуры, так как желатиновый клей заливается в кожух при температуре около 50°С. При смешивании кусков из разных брикетов и даже брикетов из разных партий цветовых различий не обнаружено. С этого пластилина снимать клеевую форму не рекомендуется. Скульптору во время работы с этими материалами приходится думать не о том, что он хочет выразить, а о том, как приспособиться к материалу, что нужно с ним сделать, чтобы он стал послушным. Полученную массу выливают тонким слоем на мокрую мешковину или толстую полиэтиленовую пленку и остужают. Поэтому он находит применение там, где требуется тонкая и четкая моделировка формы. Пластилиновая масса темно — серого цвета. Пластилин мягкий. Поэтому не рекомендуется использовать медную или латунную проволоку. Его нужно подогревать и хорошо перемешивать. М.В. Остывшую массу пропускают через мясорубку, чтобы размельчить осевшие в расплаве комочки непромешанной глины и пигмента. В рабочем состоянии мнется руками, хотя в б случаях из 10 потребовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. На сегодняшний день наиболее пригодными для скульптурных работ считаются пластилины, выпускаемые ОАО «Гамма» и АОЗТ «Ленстройкерамика». Пластилин прекрасно сохраняет форму как при комнатной температуре, так и в летнюю жару (30 — 35°С). Это очень важно при фотосъемке эскизов и проектов будущих скульптурных произведений, когда фотографии эскизов представляются на суд непрофессионалам. Студентам нужно было дать оценку каждому виду пластилина по следующим позициям: пластичность — возможность лепить как можно большими объемами; твердость — рабочее, теплое состояние при разминании руками; клейкость — способность кусков с различной температурой склеиваться между собой; липкость (к рукам и инструментам); цвет, фотогеничность; запах; сохранность формы; сальность — вытапливаемость пластификаторов на поверхности при длительном хранении; для каких видов скульптурных работ подходит. Надеюсь, что критические замечания и нелестные отзывы, высказанные в этой статье, помогут фирмам — производителям улучшить качество выпускаемых ими материалов. Приклеивается к холодному пластилину, но вновь наносимый слой нужно вмазывать в предыдущий. Цвет серый. Виксинты и формовочные компаунды можно использовать без смазки по чистому пластилину. Во всех случаях соотношения компонентов при приготовлении пластилина зависят от конкретных требований, предъявляемых скульптором к его пластическим свойствам. Способ приготовления всех пластилинов в принципе одинаков. В расплавленный воск или озокерит добавляют тонко промолотую глину или серу и порошковый пигмент и все тщательно перемешивают. Это реакция на различные лаки и смазки, кремнийорганические соединения, резкий перепад температур (замораживание и оттаивание) при формовке скульптуры способом клеевой формы. Пластилин состоит из пчелиного воска, всевозможных наполнителей и пластификаторов. При ярком освещении появляются блики, ломающие форму и затрудняющие фотосъемку. По общему мнению испытателей, этот пластилин предназначен для лепки в сочной, живописной манере, где движение мазка по форме имеет основное значение. При вскрытии нового брикета появляется легкий запах канифоли, но в процессе работы он практически исчезал или к нему привыкали. Лучше использовать мыльно — масляную смазку, так как керосиностеариновая растворяет поверхность. Для этой цели рекомендуется алюминиевая или отожженная железная проволока. Вместо пчелиного воска нередко используют горный воск — озокерит. Скульптуры, сделанные без каркаса, оседали и оплывали. Помимо этого с каждым студентом, принимавшим участие в испытаниях, проводилась индивидуальная беседа с целью выявить плюсы и минусы каждого материала. Сурикова (мастерская профессора А.И. С силиконами и полимерными формовочными смесями в реакцию не вступает. Скульптура получается ровного цвета со светотенями одинаковой силы. Это нужно учитывать при снятии остывшего клеевого слоя с модели. С каждым разом пластилин становится тверже и жестче, а потом ломким, непригодным для работы. И в течение всего сеанса держат запас горячего, очень мягкого пластилина. По пластическим свойствам он приближается к глине и позволяет лепить большими массами. Пластилин, так же как и глина, аморфный материал, и чтобы скульптура сохраняла свою форму, нужен каркас, при изготовлении которого следует учитывать особенности химического состава пластилина. Особое внимание надо уделить подготовке скульптуры из этого пластилина к формовке. Легко мнется руками. После такой подготовки сдергивания практически не происходило, за исключением двух случаев. Темный цвет доставляет некоторое неудобство: не видно игры светотени на скульптуре.