История живописи Византии сегодня едва ли может быть описана и детально рассказана. Наши представления о том искусстве и об его многовековой жизни может лишь основываться на тех скудных сведениях, которыми располагают музеи, записи и архивы. Зачастую данные сведения не носят полноценный характер, а иногда и вовсе случайны.
Время не щадит никого, в том числе и архивы, которые на протяжении времени пытались сохранить историки и искусствоведы, но часто это не получалось сделать, ввиду многочисленных войн, постигавших Византию. Относительно достоверными свидетельствами о византийском искусстве могут служить памятники. Известные на сегодняшний день памятники живописи Византии не в полном смысле их распределения по времени, и даже не в смысле их территориального расположения, и не в смысле группировки по художественным качествам, не могут отвечать какому-либо порядку. Древние карты Египта, Турции, государств, входящих некоторое время назад в состав Югославии, сордержат данные о несохранившихся памятниках, дворцах и сокровищниц. Где эти богатсятва сегодня? Все доступные останки разрушенного временем мира, его разрозненные следы, пощаженные исторической судьбой и климатическими воздействиями со всей прихотливостью соседства и отбора, которая обязательно отмечает разрушительный путь жизни и времени.
И сейчас немудрено, что история живописи Византии являлась скорее теорией живописи этого государства, которая менялась относительно тех умозаключений, для коих были даны поводы наличием известных или вновь обнаруженных памятников. Само же наличие менялось в прямой зависимости от новейших открытий, которые следовали за распространением внимание искусствоведов и историков на новые доступнее науке территории, на открытые и недоступные доселе районы Византии. В прямой связи с этим теория византийского искусства подверглась влиянию эпохи очень оживленных и плодотворных дискуссий лучших умов планеты. История стала плодотворным полем для большинства блестящих, а порой и эфемерных построений.