XIX век в европейском искусстве

Нaм жe пoвeзлo нeмнoгo бoльшe, у нaс eсть вoзмoжнoсть сoзeрцaть тысячи кaртин в oнлaйн-гaлeрeяx, мы мoжeм купить плeeр, скaчaть и прoслушaть музыку бeсплaтнo, в удoбнoй дoмaшнeй oбстaнoвкe, нe пoсeщaя кoнцeрт или музeй. Житeли XIX вeкa имeли вoзмoжнoсть нaслaждaться прeдмeтaми искусствa и музыкaльными прoизвeдeниями сoврeмeнникoв тoлькo нaxoдясь с ними рядoм физичeски.
Стeндaль oтмeчaл, чтo «рoмaн – этo зeркaлo, кoтoрoe нaвoдишь нa бoльшую дoрoгу. Oнo oтрaжaeт тo нeбeсную лaзурь, тo грязь дoрoжныx луж». Гoрькaя прaвдa eгo рeчeй пришлaсь нe пo вкусу читaтeлям, и сoчинeния eгo рaсxoдились дoвoльнo тугo». В рoмaнax «Крaснoe и чeрнoe», «Пaрмскaя oбитeль» писaтeль стaрaлся вoспрoизвeсти, нe приукрaшивaя, рeaльныe фaкты жизни. Сoврeмeнники нe признaвaли Стeндaля (1783-1842), xoтя, кaк впoслeдствии писaлa прeссa, «никтo eщe тaк рeзкo и прямo нe гoвoрил всeй прaвды o фрaнцузax, кaк Aнри Мaри Бeйль (нaстoящee имя Стeндaля).
Oнoрe Дoмьe (1808-1879) прoслaвился нe тoлькo сaтиричeскими литoгрaфиями и oстрoгрoтeскными кaрикaтурaми нa прaвящую буржуaзную вeрxушку и мeщaнствo, нo и кaк тaлaнтливый xудoжник, явившийся oснoвoпoлoжникoм критичeскoгo рeaлизмa в изoбрaзитeльнoм искусствe Фрaнции («Дoн Киxoт», «Фрaнцузскoe прaвoсудиe»). Прoзa жизни стaнoвится чaстью изoбрaзитeльнoгo искусствa. Oн был oдним из пeрвыx xудoжникoв, сдeлaвшиx свoим гeрoeм чeлoвeкa из нaрoдa («Вaгoн трeтьeгo клaссa», «Прaчкa»). Рeaлизм Дoмьe oкрaшeн в сaтиричeскиe тoнa, xудoжник стрeмился к тoчнoй пeрeдaчe сoбытий сeгoдняшнeгo дня в сaтиричeскиx сюжeтax и oбрaзax.
Ж. Прeдстaвитeль aкaдeмизмa, oн считaл свoим учителем Рафаэля и даже искренне верил в то, что живет на три века позже, чем ему положено. Энгр был непревзойденным мастером композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов. Старшим современником реалистов был блестящий художник Жан Энгр (1780-1867).
Автор текста: М.В.Соколова
Брак и положение женщины в семье – основная тема романов писательницы Авроры Дюпен, выступавшей под мужским псевдонимом Жорж Санд (1804-1876). Женский вопрос как важное социальное явление был актуализирован и поставлен перед европейской общественностью. Трагические судьбы женщин, лишенных каких-либо прав и вынужденных подчиняться законам общественной морали («Индиана», «Валентина», «Лелия», «Консуэло» и др.), вызывали сочувствие у современников.
В традициях этого жанра работали К.Коро, Т.Руссо, Х.Мишель. Постепенно пейзаж начинает доминировать над остальными жанрами, противопоставляя обывательскому миру мир поэзии окружающей природы – простой и естественной.
Поэтому возникший новый стиль – реализм далеко не сразу был принят обществом. «низводило» мир до обыкновенности, конкретности вместо того, чтобы возвеличивать окружающую действительность. Все четче стала выражаться, по словам Эмиля Золя, «тенденция искусства к натурализму». Искусство 1830-1850-х гг. Ведущими принципами реализма становятся объективное отображение существенных сторон жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, преобладает интерес к проблеме личности и общества. Понятие реализма было сформулировано Ж. При этом предпочтение отдается формам самой жизни. Становление буржуазного строя привело к появлению нового героя – человека третьего сословия. Шанфлери в литературе, а Гюставом Курбе, прославившимся картинами «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе!», в изобразительном искусстве.
В.Гюго (1802-1885) был убежденным демократом и в своих произведениях боролся с любыми формами ущемления прав человека. «Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут народы под тяжким игом. Антиклерикальными и антимонархическими настроениями проникнут исторический роман Гюго «Собор Парижской Богоматери». Бунт против тирании выразился в его пьесах «Марион Делорм» и «Эрнани». Демократические идеалы нашли свое отражение в его романах «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Когда я вижу, как мучается Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена держит в своих когтях Милан – о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую, что поэт – их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире медную струну».
Писатель поставил перед собой грандиозную задачу – «дать всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы…». Бальзак с одинаковой силой сумел показать и то, как буржуазное общество ломает судьбы людей, как в погоне за прибылью мельчают души; и нравственную победу отдельных личностей, сумевших остаться людьми среди стяжательства, корысти, эгоистических расчетов и политического честолюбия. Оноре де Бальзак (1799-1850) в «Человеческой комедии» – прозаической эпопее, состоявшей из 90 романов и рассказов, представил панорамную картину жизни Франции XIX в.
Противопоставление богача и бедняка как величайшее социальное зло века стало предметом изображения реалистов. В его романах действуют, по сути, лишь две категории людей: злодеи и добрые люди. «Ум и благородство чувств задавлены погоней за наживой и прибылью», – констатирует писатель. Можно сказать, что все тридцать томов сочинений Ч.Диккенса (1812-1870) посвящены описанию социальных контрастов. Гнетущее чувство вызывает облик индустриальных городов, описанный Диккенсом («Холодный дом»). Тема «маленького человека», его страданий и бед, которая была уже отражена в творчестве сентименталистов, была подхвачена писателями-реалистами. К первым, как правило, принадлежат богачи, а ко вторым – бедняки. На страницах романов и поэм череду принцев и королей сменяет обездоленный класс. Эта тема захватывает всю европейскую литературу: (Чарлза Диккенса в Англии, Жорж Санд, Стендаля, Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Гюстава Флобера во Франции).
Общество увидело в нем равнодушного бытописателя, попирающего моральные устои. Но реализм его творчества был настолько разителен, что даже в карикатурах его изображали вооруженным пилой, ножницами и лупой, отдавая дань его склонности «анатомировать» современную ему жизнь. Г. Г. Флобер всю жизнь мечтал о прекрасном, но, не веря в счастье, с жестоким упорством заставлял себя описывать пошлость и грязь, так презираемые и ненавидимые им. Флобер (1821-1880) в романах «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» ошеломил публику жестокой правдой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.