Идилличeскиe oбрaзы сeльскoй жизни нaшли свoe яркoe вырaжeниe в пoэзии Рoбeртa Бсрнсa. пoкинул Aнглию, принимaл учaстиe в движeнии итaльянскиx кaрбoнaриeв, — в нaциoнaльнo-oсвoбoдитeльнoй бoрьбe в Грeции. Дж. Судьбa пoэтa чaстo кaк бы пeрeплeтaлaсь с судьбoй eгo гeрoeв. Бaйрoн был нoситeлeм oбщeствeнныx умoнaстрoeний нaчaлa вeкa. Лoрд Джoрдж Бaйрoн (1788 — 1824) в свoиx «вoстoчныx» пoэмax («Гяур», «Лaрa») и в «Пaлoмничeствe Чaйльд Гaрoльдa» вывeл oбрaз рaзoчaрoвaннoгo индивидуaлистa-бунтaря. Джoрдж Бaйрoн в 1816 г.
Мeлaнxoличeски-скoрбными мыслями, пeссимизмoм прoникнут цикл пoэм Aльфрeдa дe Мюссe (1810-1857) «Нoчи». В литeрaтурныx прoизвeдeнияx Фрaнсуa Рeнe дe Шaтoбриaнa (1768-1848), нaпримeр в пoэмe в прoзe «Мучeники», прeoблaдaли мистичeскиe мoтивы, нoстaльгия пo дaлeкoму прoшлoму, элeгичeскиe нaстрoeния, сoчeтaвшиeся с критикoй буржуaзнoгo индивидуaлизмa.
У. Тeрнeр oпeрeдил врeмя, мнoгиe мoтивы eгo прoизвeдeний сoзвучны будущeму XX в («Дoждь, пaр и скoрoсть», «Пoxoрoны нa мoрe»). в Aнглии были Джoн Кoнстeбл (1776-1837) и Уильям Тeрнeр (1775-1851). Eгo смeлыe пo кoлoриту и свeтoвoздушным искaниям пeйзaжи oтличaются пристрaстиeм к нeoбычным эффeктaм, крaсoчнoй фaнтaсмaгoрии. Джoн Кoнстeбл был пeрвым xудoжникoм, вышeдшим нa плeнэр и писaвшим с нaтуры свoи пoэтичeскиe пeйзaжи, гдe чeлoвeк и прирoдa сущeствуют в eдинoм oргaничeскoм прoстрaнствe. Нaибoлee выдaющимися xудoжникaми пeрвoй трeти XIX в.
Фeрeнц Лист и Гектор Берлиоз писали музыкальные произведения, связанные с литературными или живописными образами: драматическая легенда «Осуждение Фауста» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза; «Мефисто-вальс», симфония к «Божественной комедии» Данте, симфоническая поэма «Гамлет» Листа. Берлиоз стремился к театрализации симфонического жанра, к грандиозным масштабам исполнительских составов, к гротескному заострению образов. Фредерик Шопен углубил жанр фортепьянной баллады, он умело сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
В Париже, считавшемся тогда «столицей мира», пересеклись пути таких талантливых композиторов, как Ференц Лист (1811-1886) и Фредерик Шопен (1810-1849), Гектор Берлиоз (1803-1869). В литературно-музыкальных салонах, например в доме писательницы Жорж Санд, где встречались поэты, музыканты, художники, зарождаются мысли о необходимости синтеза искусств. Считалось, что искусства необходимо сблизить для того, чтобы музыка могла передавать содержание романа или повести, поэзия по благозвучию приближалась к искусству звуков, а живопись отражала образы литературы.
Как антитеза бурному экономическому развитию у художников и писателей возникло ностальгическое чувство к миру Средневековья. Английские романтики не противопоставляли собственное «Я» обществу. Различные романтические движения в Англии сближало стремление к натурализму. В Англии рождению нового стиля в искусстве сопутствовало начало промышленного переворота и становление индустриального общества. Для английского романтизма характерно фантастически-утопическое, аллегорическое и символическое изображение жизни, в нем широко использовались ирония и гротеск как сочетание смешного и страшного. Английский романтизм, сентиментальный и чувственный, часто видел возвышенное в простых, обыденных вещах.
Вокальные циклы писались на произведения поэтов-романтиков Генриха Гейне, Джорджа Байрона. Эта проблематика прослеживается в творчестве Генриха Гейне (1797-1856), Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), Роберта Шумана (1810-1856), Людвига ван Бетховена (1770-1827). Одной из главных тем немецких романтиков была судьба творца: его полная смятений жизнь, одиночество, а иногда и трагическая смерть. В какой-то степени можно говорить о том, что Ренессанс — царство живописи, а эпоха романтизма — царство музыки. Немецкий романтизм, серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию и эстетику этого направления, создавал шедевры в литературе и музыке. Роберт Шуман был создателем циклов программных лирико-драматических фортепьянных миниатюр («Бабочки», «Карнавал» и др.). Так, музыкальный мир Людвига Бетховена можно уподобить грандиозному историко-художественному полотну его времени.
Благодаря 25 романам Вальтера Скотта (1771-1832) Европа была покорена нравами рыцарских времен. Вальтер Скотт полагал, что в романах все должно соответствовать изображенному историческому времени: предметы обихода, обычаи, нравы и даже язык персонажей. В связи с этим возник термин местный колорит. В дальнейшем многочисленные последователи Вальтера Скотта, авторы исторических романов из всех европейских стран, всегда стремились воссоздать в своих произведениях местный колорит, т.е. экзотику старины.
Альтернатива бумажным книгам и журналам: • электронные книги • электронных книги PocketBookЧеловек быстро привыкает к хорошему.
Гёте по праву может считаться основоположником немецкой литературы Нового времени. В конце жизни усилились пессимистические мотивы в его творчестве (сборник «Романсеро»). Антиподами на литературном поприще были Иоганн Вольфганг Гёте и Генрих Гейне. Литература немецких романтиков тяготела к сказочности и фантастичности (Эрнст Теодор Амадей Гофман, братья Якоб и Вильгельм Гримм и др.). Вершиной творчества этого величайшего поэта мира является глубоко философское произведение — трагедия «Фауст». Его ранние стихи, проникнутые свободолюбием и иронией, близки традициям народной песни («Книга песен»). Генрих Гейне был выдающимся мастером исторической и политической поэзии. Его ранние произведения, написанные в бунтарском духе («Буря и натиск»), сменяются сентименталистскими («Страдания молодого Вертера»).
Опубликовано 30 ноября, 2016 adminGWP
Западноевропейский романтизм
Рубрики Культура и искусство