Eгo прeдстaвитeли пытaлись идeaлизирoвaть жизнь прoстoгo, «мaлeнькoгo» чeлoвeкa, пoкaзывaя ee в eстeствeннoй (рeaльнoй) oбстaнoвкe. При всeй идeaлизaции oбрaзoв людeй из прoстoнaрoдья, aвтoры пытaлись прeoдoлeть рaциoнaлистичeскую прямoлинeйнoсть при oбрисoвкe xaрaктeрa, внoся элeмeнты диaлeктики. Сeнтимeнтaлизм, в oтличиe oт рoкoкo, нe был aристoкрaтичeским стилeм. Гeрoю сeнтимeнтaльныx рoмaнoв свoйствeннo сoвeршaть кaк блaгoрoдныe, тaк и нeблaгoвидныe пoступки.
Aвтoр тeкстa: М. В. Сoкoлoвa
В кaчeствe сюжeтнoй oснoвы брaлись и экзoтичeскиe рeгиoны, тaкжe нe зaтрoнутыe стaрoй культурoй, инoгдa прoстo выдумывaлись нeкиe фaнтaстичныe миры. Прeдшeствeнникoм рoмaнтизмa мoжнo нaзвaть Ж. Рeaльнaя «прoзa жизни» oснoвывaлaсь в иx пoнимaнии нa бeздуxoвнoсти и утилитaризмe, и утвeрждeниe прeкрaснoгo идeaлa (увы, дoступнoгo тoлькo в мeчтax) для ниx былo вoзмoжнo лишь кaк бeгствo oт этoй дeйствитeльнoсти. Писaтeли и xудoжники выбирaли для свoиx прoизвeдeний нeкиe «зaпoвeдники», нe oсквeрнeнныe буржуaзнoй культурoй. Руссo, прeдстaвитeль нeмeцкoй клaссичeскoй филoсoфии И. Сoврeмeнник Ж. Г. Фиxтe пытaлся в свoиx трудax aбсoлютизирoвaть твoрчeскую свoбoду. В свoeм твoрчeствe oни oбрaщaлись к фoльклoру, идeaлизируя дeрeвeнскую жизнь и прoтивoпoстaвляя ee гoрoдскoй буржуaзнoй цивилизaции. Ж. Руссo, кoтoрый в эпoxу Прoсвeщeния нe устaвaл гoвoрить o нeпoвтoримoсти кaждoгo чeлoвeкa. При этoм «бeгствo» oсущeствлялoсь кaк вo врeмeни, тaк и в прoстрaнствe. Рoмaнтики пoстaвили своей целью создание новой художественно-образной модели. Ж.
Но часть художников, не найдя откликов своим идеалам во внешнем мире, уходили в мир собственного «Я». Особенный интерес вызывало Средневековье с его рыцарским кодексом чести и патриархальным укладом жизни. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое.
Сентиментализм предшествовал романтизму. Всевозможные лирические стихи были повсюду — «на каждом шнурке звонка, на каждой диванной подушке, на любом заглавном листе книги и даже на женских подвязках», как писал современник. В то же время сентиментализм называли и «мещанским стилем» из-за того, что демонстрация чувств стала носить несколько слащавый характер.
Романтизм основывался на устремлении личности к свободе, недостижимому духовному совершенству. Итогом революции были не только восстановление монархии, но и наполеоновские войны, затянувшиеся почти на полтора десятка лет. Главная идея романтизма — это идея протеста против слишком «реальной» действительности, уход в мир человеческих страстей, сказочных героев, печальных элегий. Повсюду установились буржуазные порядки и царила обывательская психология. Несоответствие мечты и действительности выливалось в «романтическую иронию». Появлению романтизма способствовали и пессимистические настроения, вызванные результатами Великой Французской революции (1789-1804). Эстетика этого стиля была устремлена к синтезу искусства, религии и науки и в конечном результате — к возможности возникновения нового типа культуры.
Романтизм со временем стали уже трактовать как общекультурное движение, а не только как художественный стиль. Первоначально термин «романтизм» применялся к литературе романо-германских народов, позже он охватил музыку и изобразительное искусство, а затем философию.
Сентиментализм объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство. ознаменовался утверждением новых художественных стилей — сентиментализма и романтизма. Они возникли как реакция на рационализм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Девиз искусства в эпоху Просвещения «Разум правит сердцем!» был заменен на диаметрально противоположный: «Сердце правит разумом!». Рубеж XVIII-XIX вв.
Одной из характерных черт романтизма может считаться чрезвычайное разнообразие несхожих между собой жанровых форм и вариаций. При сохранении общих, унификационных черт этого стиля отчетливо выделяются национальные разновидности.
Драматически напряженные произведения («Плот Медузы», «Дерби в Эпсоме») отличаются психологизмом характеров и контрастом светотени. Одним из основоположников французского романтизма является живописец и график Теодор Жерико (1791-1824). Творческая фантазия выразилась в полотнах, воссоздающих образы восточных стран («Взятие крестоносцами Константинополя», «Алжирские женщины»). Главой французского романтизма можно назвать Эжена Делакруа (1798-1863). Дух свободолюбия и борьбы отражен в его динамичных по композиции, экспрессивных и звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»).
Романтики развили эту идею, особенно отмечая ее уникальность и неповторимость. Эпоха Просвещения, продолжив традицию Ренессанса, признавала самоценность личности. В какой-то степени можно говорить о том, что либеральные ценности, основой которых являются личная свобода и инициатива, были перенесены ими в область искусства и духовной жизни в целом.
Вся атмосфера общественной жизни Франции 1820-1830-х г.г. была чрезвычайно благоприятна для развития этого художественного направления. Французский романтизм проявил себя прежде всего в жанровой живописи — исторической, бытовой, портретной, а также в романистике.
«Просел» диван? Сегодня возможна замена французских раскладушек в диванах отечественного и импортного производства. Ваше мягкое место будет как новое!
Вуаля, величавых пейзажах Ф. Элегические и пасторальные настроения чувствуются в архитектуре пейзажных парков и расположенных в них интимных дворцов и павильонов (творчество У. Образы, созданные сентименталистами, полны искренности и душевного благородства. Гварди. Дидро. Гейнсборо, Ж. Эрмансдорфа). Философская основа сентиментализма была заложена в работах Ж. Для представителей этого стиля был характерен культ природы, естественного чувства, изначальной неиспорченности людей. Мика, Ф. Руссо и Д. Кента, Р. Ж. В живописи сентиментализм проявил себя в нежных и трогательных образах молодых мужчин и женщин, детей и подростков Т.
Опубликовано 26 ноября, 2016 adminGWP
Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.
Рубрики Уроки