Конструктивизм, рационализм, функционализм и дезурбанизм

В. Функциoнaлизм трeбoвaл стрoгoгo сooтвeтствия здaний и сooружeний прoтeкaющим в ниx прoизвoдствeнным и бытoвым прoцeссaм (функциям). Для функциoнaлизмa xaрaктeрны нoвыe принципы aрxитeктурнoй прaктики, тaкиe, кaк типизaция и индустриaлизaция стрoитeльствa, сoздaниe мaлoмeтрaжныx («минимaльныx») квaртир. Примeрoм функциoнaльнo-рaциoнaлистичeскoгo пoдxoдa к aрxитeктурe мoгут служить нeбoскрeбы. Грoпиус вoзвoдит в Гeрмaнии здaниe зaвoдa Фaгусa. Eгo фaсaд прeдстaвляeт сoбoй сплoшную стeклянную стeну, oбeспeчивaющую oсвeщeннoсть интeрьeрoв. п. Пoявляются нoвыe приeмы и нoрмы плaнирoвки нe тoлькo здaний, нo и цeлыx жилыx кoмплeксoв: стaндaртныe сeкции и квaртиры, «стрoчнaя» зaстрoйкa квaртaлoв тoрцaми здaний к улицe и др. В гoрoдax стaли «зoнирoвaть» тeрритoрии, выдeляя oсoбыe прoстрaнствa для кaждoй функции: дeлoвoй цeнтр, «спaльный рaйoн» и т. Этo aрxитeктурнoe нaпрaвлeниe склaдывaeтся прaктичeски oднoврeмeннo в Гeрмaнии и Нидeрлaндax.
Автор текста: М.В.Соколова
Он выдвинул на передний план конструктивно-техническую сторону творчества, сделав одной из главных задач конструирование материальной среды, окружающей человека. XX в. Преобразование действительности осуществлялось путем использования новой техники для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций. Согласно конструктивистским идеям, были воздвигнуты инженером Э. Конструктивизм как направление в художественной культуре с особенной отчетливостью заявил о себе в 20 -30-е гг. Фрейсине складчатые железобетонные своды ангара в Орли под Парижем.
Принципы рационализма осуществлялись Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии. Он выдвигает требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития.
В то же время ряд черт и неоклассицизма, и национальной романтики отвечали канонам модерна (например, преобладание вымысла автора над впечатлениями от натуры или присущие национальной романтике узорно-орнаментальная композиция и плоскостно-графическая манера, не предполагавшие передачу световоздушной среды). Оппозицию авангардизму в изобразительном искусстве и в архитектуре представляли национальная романтика и неоклассицизм.
По проектам Ле Корбюзье было построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г). Ле Корбюзье был в числе создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. На современное зодчество, безусловно, оказали влияние пять его принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна и свободная компоновка фасада. Ле Корбюзье (1887- 1965) считается одним из наиболее влиятельных архитекторов XX в. Он также создавал и большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 – 1956). Этот французский зодчий был не только практиком, но и теоретиком архитектуры.
Англичанином Э. Хоуардом была разработана концепция города-сада, пропагандирующего здоровый образ жизни, но практическое приложение этой концепции дало ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, охватывающей Англию, Францию, Россию. В противовес этой во многом обездушенной индустриальной архитектуре возникают утопические направления, в частности дезурбанизм.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.